ГБУ «Областной реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями
города Дзержинска»
Мы не можем дать другого полноценного здоровья,
Мы можем дать другую полноценную жизнь!

г. Дзержинск, б-р Мира, 11
(8313) 28-15-22, 25-88-07

Все контакты

Мы делаем

Страничка музыкального руководителя

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ:  ИСТИННАЯ  ИЛИ  МНИМАЯ?

     Родители часто жалуются: «Ах, у меня такой гиперактивный ребёнок!», имея в виду его повышенную подвижность. На самом делесиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)  – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) после 8-ми летнего возраста ребёнка; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребёнком в течение 6 месяцев.

     Методы коррекции СДВГ и повышенной двигательной активности и неусидчивости прямо противоположны. Поэтому, чтобы выбрать правильную методику, очень важно отличать гиперактивность истинную и ложную. В этом мне довелось убедиться на опыте работы с одним из детей, посещающих музыкальные занятия (из этических соображений имя ребёнка не назову): этот ребёнок постоянно ведёт себя как гиперактивный. Однако в процессе общения оказалось, что его не так уж сложно не только ввести в рамки приличного поведения, но и побудить выполнять довольно трудное комплексное музыкальное упражнение, причём в течение всех полагающихся 30 минут без перерывов и переключений на другие виды деятельности.

     Одно это уже говорит о том, что речь о СДВГ в отношении данного ребёнка пока не стоит, так как характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребёнок готов к работе в течение 5-15 минут. Кроме того,  специалисты рекомендуют не давать ребёнку с СДВГ одновременно несколько указаний и заданий, имеющих составную конструкцию, так как он органически не в состоянии с ними справиться.

     Итак: я сконструировала некое подобие «ударной установки» из металлофона, тарелки, барабана, бубна и треугольника. Задание состоит в том, чтобы, пользуясь двумя молоточками, сопровождать игрой на всех предложенных инструментах собственное пение известных детских песен. Оказалось, что репертуар, знакомый этому ребёнку, значительно меньше, чем это обычно бывает у детей того же возраста и уровня развития. Но и трёх-четырёх песен оказалось вполне достаточно для продуктивных занятий. В ходе реабилитационного курса с применением данного упражнения были решены все поставленные  задачи, а именно: первая и основная – просто убедить СЕСТЬ НА СТУЛ и ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЛОМ; специальные задачи – тренировать чувство ритма; привить первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах с применением правильной техники звукоизвлечения; пробудить творческий потенциал через побуждение к импровизации; дать основные понятия о разделах формы песни (вступление, куплет, проигрыш, припев, финальный отыгрыш) и добиться адекватного реагирования на их смену.

     Оказалось, что это задание, включающее в себя пение, автоаккомпанирование (сначала по заранее заданной чёткой схеме, а затем и с элементами импровизации), требующее усидчивости и постоянного напряжения внимания, умственной концентрации, разветвлённой координации (пения с игрой, обеих рук между собой) – привлекло нашего якобы «гиперактивного» ребёнка, понравилось ему и успешно им выполнялось.

     Уважаемые родители! Не бойтесь хоть изредка «перегрузить» своего ребёнка неким трудным делом – а вдруг ему это по силам, а?

И снова о гиперактивности.

    Итак, гиперактивность  может быть истинной – когда этот диагноз поставил консилиум специалистов, и ложной, основанной на субъективном непрофессиональном мнении родителей. Но в том и в другом случае проблема организации детского досуга остаётся животрепещущей. Предлагаемые музыкальные игры помогут родителям справиться с излишней энергичностью ребёнка, а также будут полезны и детям с поставленным диагнозом СДВГ: 
«Черепаха». Ведущий встает у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу ведущего дети начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты ведущий подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался … самый последний! То есть, данная игра – это как бы «бег наоборот». Упражнение может повторяться несколько раз. 
«Кричалки–шепталки–молчалки» (или «Светофор»). Включите любую детскую музыку, лучше классические циклы: «Детские альбомы» Чайковского, Шумана, «Детскую музыку» Прокофьева, или произвольную подборку детских песен длительностью минут на 10-15. Регулируйте громкость воспроизведения: когда громкость большая – «кричалка», – можно петь, топать, танцевать; громкость средняя – «шепталка»  – является сигналом к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; низкая громкость – «молчалка» – означает, что ребёнок должен замереть на месте или, например, лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует всегда «молчалкой» и включением спокойной музыки.
«Шалуны». Взрослый по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т. д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.
     Данные упражнения предназначены для развития самоконтроля. А вот упражнение для развития концентрации внимания, а также чувства ритма и тренировки правильной артикуляции:
«Считалочки–бормоталочки». Попросите ребёнка повторить любую фразу, скороговорку, стишок, или спеть короткую хорошо известную песенку. Например: «Маленькой ёлочке холодно зимой». В первый раз произносятся вслух все четыре слова, во второй раз – только «Маленькой ёлочке холодно», а слово «зимой» ребёнок произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он говорит вслух только «Маленькой ёлочке», а слова «холодно зимой» заменяет хлопками и так далее. Итак, это выглядит следующим образом: 
 
Вариант 1.
Идет – бычок – качается.
Идет – бычок – (хлопок).
Идет – (хлопок) – (хлопок).
(Хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
 
Вариант 2.
Ехал – грека – через – реку.
Ехал – грека – через – (хлопок).
Ехал – грека – (хлопок) – (хлопок).
Ехал – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
(Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок). 
 
Вариант 3.
Подарил – утенку – ёжик – пару – кожаных – сапожек.
Подарил – утенку – ёжик – пару – кожаных – (хлопок). 
Подарил - утенку – ёжик – пару – (хлопок) – (хлопок). 
Подарил – утенку – ёжик – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок). 
Подарил – утенку – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
Подарил – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок). 
(Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
 
 
Музыкальный руководитель Калинович Анна Леонидовна
 
Министерство социальной политики Нижегородской области